Федеральное бюджетное учреждение
Ивановская лаборатория судебной экспертизы
Министерства юстиции Российской Федерации

Автотехническая экспертиза по специальности 13.1

"Исследование обстоятельств дорожно-транспортного происшествия"
Задачи:
  • определение скорости движения транспортного средства (далее – ТС) в заданные моменты времени, в частности, перед торможением, в момент наезда на пешехода или столкновения с другим ТС и т.п.;
  • определение места расположения ТС в заданные моменты времени: удаление от места наезда или столкновения в момент возникновения опасности для движения или в момент, когда водитель еще располагал технической возможностью предотвратить происшествие и т.д.;
  • определение тормозного пути, остановочного пути, расстояния, преодолеваемого ТС в заданные промежутки времени;
  • определение тормозного, остановочного времени, а также времени, затраченного ТС на преодоление определенных участков пути;
  • определение траектории и характера движения пешехода с момента возникновения опасности и до момента наезда на него;
  • установление момента возникновения опасности для движения, если для этого требуется проведение расчетов, моделирования, эксперимента, экспертная оценка действий участников ДТП на соответствие (несоответствие) требований ПДД;
  • определение должных действий водителя, пешехода и других участников ДТП в конкретной дорожно-транспортной ситуации с точки зрения требований ПДД и соответствия им фактических действий водителя ТС, пешехода и других участников ДТП;
  • установление наличия (отсутствия) у водителя ТС технической возможности предотвратить ДТП путем торможения ТС или другим, предусмотренным требованиями ПДД, способом, в момент возникновения опасности для движения или любой другой момент времени, определенный органом, назначившим экспертизу;
  • определение причинно-следственной связи между установленными следствием, судом фактическими действиями водителя ТС и наступившим происшествием на основе использования технических данных и учета объективных закономерностей;
  • установление причинно-следственной связи между условиями организации дорожного движения и наступившим ДТП и др.
Объекты:

материалы уголовного, административного, гражданского и арбитражного дел, не требующие правовой оценки.


Автотехническая экспертиза по специальности 13.2

"Исследование технического состояния транспортных средств"
Задачи:
  • определение технического состояния ТС, их систем, агрегатов, узлов и деталей и при обнаружении неисправности установление причин и времени ее возникновения, возможности своевременного (в частности по ДТП) ее обнаружения водителем ТС и лицами, ответственными за техническое состояние ТС;
  • определение степени влияния неисправностей на возникновение и развитие ДТС, приведшей к ДТП;
  • определение технической возможности предотвращения ДТП при том техническом состоянии ТС, в каком оно находилось непосредственно перед ДТП;
  • установление причинно-следственной связи между техническим состоянием (неисправностью) ТС и ДТП и т.д.
Объекты:
  • автомобили, мотоциклы, мотороллеры, мопеды, велосипеды, прицепы и другие ТС (за исключением морских, речных, воздушных и железнодорожных ТС), а также их системы, агрегаты, узлы и детали;
  • материалы дела, схема ДТП, протоколы осмотра ТС и т.п.

Автотехническая экспертиза по специальности 13.3

"Исследование следов на транспортных средствах и месте дорожно-транспортного происшествия (транспортно-трасологическая диагностика)"
Задачи:
  1. Исследование механизма столкновения транспортных средств и наездов на неподвижное препятствие:
    • определение места столкновения ТС;
    • определение траектории движения ТС до и после столкновения (наезда);
    • определение взаимного положения ТС в момент столкновения (угла столкновения);
    • определение взаимного положения ТС относительно элементов дороги – проезжей части, ее горизонтальной разметки и т.п.;
    • установление скорости движения ТС при столкновении, в частности, находилось ли в движении или состоянии покоя одно из ТС при столкновении;
    • определение месторасположения лиц, находящихся в салоне ТС до ДТП (эта задача решается в рамках комплексной экспертизы совместно с судебными медиками);
    • установление механизма повреждений шин и гибких шлангов, резьбовых и иных соединений, причины и времени их образования (до ДТП или в момент ДТП).
  2. Исследование механизма наезда на пешехода:
    • определение места наезда ТС на пешехода;
    • определение траектории движения ТС и пешехода до и после наезда;
    • определение скорости движения ТС по отбросу пешехода в результате наезда на него;
    • определение направления движения пешехода относительно ТС (слева – направо, справа- налево, под углом). Эта задача также решается в рамках комплексной экспертизы с участием судебных медиков (исследование повреждений на теле пешехода), биологов (исследование наличия на ТС волос, крови потерпевшего), трасологов (исследование одежды, следов на подошве обуви), криминалистов (исследование материалов, веществ, частиц лакокрасочного покрытия).
Объекты:

вещная обстановка на месте ДТП, ТС, материалы дела и т.п.